Саграда Фамилия – собор Святого Семейства
Туристы, приезжающие в Барселону, непременно посещают уникальную достопримечательность под названием Саграда Фамилия. Храм начали возводить в 1882 г. Работы велись с перерывами, но сейчас строение уже начало приобретать завершенный облик, каким он был задуман великим архитектором Гауди.
Собор Святого Семейства на карте
История стройки
Первоначально заказ на возведение храма получил совсем другой архитектор. Однако через какое-то время руководить работой строителей поручили молодому Гауди. К тому времени 31-летнего мастера никто не знал. Под его руководством был возведен только один рабочий цех, где планировалось отбеливать хлопок.
Согласно легенде, председатель Общества Св. Иакова однажды увидел во сне, что возведением заказанного Обществом нового собора будет заниматься голубоглазый блондин. Заметив среди темноволосых испанцев человека с такой внешностью, он сразу понял, что это нужный ему архитектор.
На самом деле Гауди выбрали в стремлении сэкономить: услуги известного специалиста обошлись бы намного дороже. Впрочем, Гауди сильно разочаровал заказчиков: уже в самом начале строительства он превысил заложенную смету в несколько раз.
Молодой мастер приступил к возведению храма, не подготовив никакого проекта. Антонио любил импровизировать и творить иначе просто не умел. Он считал архитектурные творения живыми существами, которым надо предоставлять максимум свободы для роста и развития. Созданные этим гением формы всегда фантасмагоричны, но они не абстрактны. Наоборот, все его работы возносятся к тому, что реально существует в природе.
Мастера часто спрашивали, где он берет вдохновение, находит прототипы для своих творений. Гауди обычно отвечал, что прототипом его форм является обычное дерево с ветками, листвой, естественными формами и природной органикой. Он верил, что деревья создал сам Бог, поэтому они идеальны и достойны подражания.
Антонио постоянно черпал творческое вдохновение в элементах живой природы. Это помогало ему создавать такие конструкции, которые казались просто невозможными. Спустя много дет после кончины мастера ученые пришли к выводу, что все инженерные решения, появившиеся в голове великого архитектора чисто интуитивно, соответствуют законам механики. Саграда Фамилия – уникальное строение, где можно увидеть целый лесной массив из колонн, украшенных капителями в форме древесных ветвей. Ветки переплетаются в единую ажурную паутинку, покрывая весь свод храма.
Современники архитектора были уверены в том, что такой свод непрочен и обязательно рухнет. Однако Антонио Гауди все продумал. Своды поддерживаются с помощью уникальных конструкций. Колонны сделаны из железобетона и облицованы камнем (гранит, песчаник, базальт). Колонны высотой в 70 метров почти на 20 метров уходят в землю. Каждая такая колонна способна устоять в случае землетрясения в 7 баллов и порывов ветра скоростью 200 км/ч.
Гауди не делил строительные элементы по функциональному и декоративному принципу, поскольку в природе такое невозможно. Например, в Парке Гуэля есть акведук, спроектированный великим архитектором, с опорами в виде окаменевших стволов деревьев.
Любопытное решение придумал Гауди при строительстве доходного дома под названием Каса Мила: здесь он использовал стилизацию труб и вентиляционных отверстий под фигуры воинов и деревья. За такую необычную архитектуру Каса Мила был прозван горожанами «Каменоломней». В этом доме впервые была использована свободная планировка, а также имелся подземный гараж.
Звезда и смерть великого гения
Внимание к творчеству Антонио Гауди выросло в период строительства собора Саграда. Однако связано оно было не с этой работой. В 1878 г. он руководил строительством летней виллы по заказу фабриканта М. Висенса. Молодой архитектор сумел превратить дом с простой планировкой в настоящий мавританский дворец. Он использовал в качестве облицовки фасада разноцветную глазурованную плитку и добавил к зданию множество пристроек и декора. Местный меценат граф Э. Гуэль был в восторге от творчества гения. По его заказам архитектором были построены городской парк и несколько шикарных зданий. Заказы начали поступать отовсюду, но начиная с 1914 г. мастер занимался исключительно барселонским собором.
Трагичной была кончина великого гения. Летом 1926 г. барселонцы праздновали радостное событие – 7 июня по улицам города пошел первый трамвай. Именно под его колеса угодил неизвестный старик. Он скончался в больнице, и там одна женщина узнала в нем Антонио Гауди. Могила архитектора находится в храме, строительству которого он посвятил лучшую часть жизни.
Архитектор прекрасно осознавал, что не успеет завершить такое масштабное строительство. По этой причине он поступился своими принципами и начал подготавливать эскизы, чтобы храм достроили другие. В последующие годы много спорили о том, стоит ли продолжать стройку. Победу одержали те, что рассматривал остановку строительных работ предательством памяти великого творца.
Многие испанцы полагали, что любое вмешательство в гениальный замысел является кощунственным. Такой точки зрения придерживались Хосе Асебильо, Сальвадор Дали и другие великие люди. Однако стройку продолжили.
Работу приостановили лишь в 1936 г. с началом гражданской войны. Анархисты, захватившие власть в Барселоне уничтожили черновики мастера. Нашлись и те, кто отнесся к такому поступку с одобрением. Например, английский писатель Д. Оруэлл высказал мнение, что храм надо взорвать.
Архитектурные особенности
Гауди задумал собор с тремя фасадами. Над каждым из них должны были быть выстроены 12 башен в честь каждого из 12 апостолов. Неф планировалось окружить шестью башнями в честь четырех евангелистов, Богородицы и Иисуса Христа. Последняя башня была задумана самой высокой (целых 170 метров).
Сам Гауди успел возвести только фасад Рождества с 4-мя башнями. Их отделке он отводил особую роль. Однажды поэт Г. Лорка увидел строящиеся башни и спросил архитектора, строит ли он орган для самого Бога. Гауди подтвердил. Он мечтал сделать башни «музыкальными» – добиться в них такого резонанса при дуновении ветра, чтобы в храме была слышна мелодия Творца.
Все скульптурные группы на фасаде выполнены в человеческий рост. Чтобы добиться натуральности изображения при создании эпизода избиения младенцев, Гауди даже делал слепки из гипса с мертворожденных малышей. Также он делал слепки и с животных, но предварительно погружал их в кратковременный сон, пользуясь хлороформом. Растительные элементы, использованные на фасаде, являются копиями представителей каталонской и палестинской флоры. Между башнями апостолов расположено рождественское дерево.
Уже в наши дни завершили строительство противоположного фасада под названием Страсти Господни. Проект создан другим архитектором. Барселонцы не любят эту работу, в народе она получила прозвище «Звездные войны». Третий фасад, получивший название Воскресения Христова, позднее будет выстроен на ул. Майорка вместо жилых домов. Тенденция достраивания зданий другими зодчими типична для многих европейских архитектурных шедевров. Многие храмы возводились не одну сотню лет. Например, в Реймсе собор строили 270 лет, в Милане храм возводился на протяжении 550 лет, на Кельнский собор ушло целых 632 года.
Средства на дальнейшее строительство Саграды жертвуются горожанами и гостями столиц Каталонии. На эти же цели идут и деньги, которые берут с туристов за посещение достопримечательности. Ежегодно фонд собора пополняется несколькими миллионами евро, которые приносит продажа входных билетов и различных сувениров. Сейчас здание выстроено на 70%, полностью оно будет готово примерно к 2026 г.
Однако обряд освящения уже был проведен самим папой римским. Было это осенью 2010 г., когда Бенедикт XVI приезжал с визитом в страну.
Сведения для туристов
Стоимость билетов зависит от предпочтений туристов:
- За 15 евро можно осмотреть достопримечательность самостоятельно,
- За 24 евро можно послушать рассказ гида (экскурсии проводятся на испанском языке, а также на немецком, французском, английском),
- За 22 евро можно воспользоваться аудиогидом (кроме вышеперечисленных языков, предлагают экскурсии на итальянском, русском, китайском, португальском),
- За 29 евро вам предложат аудиогида и возможность осмотреть башни.
Время работы зависит от сезона:
- С 9.00 до 18.00 – в ноябре-феврале,
- С 9.00 до 19.00 – в марте и октябре,
- С 9.00 до 20.00 – в апреле-сентябре.
Укороченный день предусмотрен для дат: 25-26 декабря, 1 января и 6 января. В эти дни храм работает с 9.00 до 14.00.
Рекомендовать0 рекомендацийОпубликовано в Достопримечательности Испании
Комментарии