Франсиско де Гойя: взлеты и падения великого художника

Франсиско де Гойя

Жизнь Франсиско де Гойи — знаменитого на весь мир испанского живописца, была непроста. Обилие тайн и страданий сделали ее привлекательной как для специалистов, так и для широкой публики. Работы Гойи обладают своей особой стилистикой, что делает их невероятно интересными. Демоны, преследовавшие художника и его Родину на протяжении всей его жизни, нашли отражение и в его полотнах. Вся биография Гойи пронизана борьбой с этими злыми сущностями, захватившими на долгий срок Испанию и ее великого сына в 18-19 вв.

Взлеты и падения

Родился Гойя в обедневшей дворянской семье. Увидев свет в 1746 году в городке Фуэндетодос, что вблизи Сарагосы, будущий художник в полной мере ощутил на себе, что такое нищета и страдания. Семья Гойи была олицетворением жизни людей в Испании того времени. Дворянам запрещалось работать, поэтому отец отказался от дворянского титула, и, чтобы прокормить семью, занялся ремеслом в Сарагосе.

Буквально с первых лет жизни судьба была беспощадна к будущему гению. Ему не удалось получить достойного образования, поскольку священник Хоакин, обучавший его в детстве, предпочитал грамоту религиозному просвещению, и поэтому до конца своих дней Гойя оставался малограмотным.

Франсиско де Гойя

Гойя раскрылся как живописец довольно поздно, когда обучался в сарагосском иезуитском колледже. Именно там он обрел своих первых заказчиков и покровителей.

Решив окончательно посвятить себя живописи, семнадцатилетний Гойя едет Мадрид на конкурс художников, стремясь быть зачисленным в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. Несмотря на явный талант, юношу ждет провал.

Женщины

Гойя был далеко не красавцем, однако, о его любовных похождениях ходили легенды. Женщины любили его, и это было взаимно. Их привлекала в нем, скорее всего, страстность и мятежность художественной натуры. Несмотря на это, ни одна любовная связь не сделала его счастливым.

Ганнибал, взирающий с высоты Альп на поля Италии
Ганнибал, взирающий с высоты Альп на поля Италии

Как-то раз Гойю даже избили за слишком пылкий нрав, из-за чего он решил покинуть Испанию и скрыться в Италии. Эта страничка его биографии считается наиболее таинственной, однако доподлинно известно, что именно после «римских каникул» успех Гойи как художника начал расти. Неудача на конкурсе в Мадриде не остановила его на пути к славе. Начинающий художник представляет на конкурс Пармской обители свою картину «Ганнибал, взирающий с высоты Альп на поля Италии», за которую ему присуждают вторую премию.

Вернувшись в Сарагосу, Гойя занимается тем, что наряду с другими художниками расписывает собор Марии Пилар – основное религиозное сооружение города.

Памятник Франсиско де Гойе в Сарагосе
Памятник Франсиско де Гойе в Сарагосе

В настоящее время центральная площадь Сарагосы украшена монументом великому Гойе, чья работа покорила сердце заказчика и подарила художнику настоящую популярность. На волне успеха мастер переселяется в Мадрид, где становится придворным художником. Заказы сыплются на него как из рога изобилия.

Личная жизнь

В частной жизни в то время у Гойи все складывается ка нельзя лучше. Его женитьба на Хосефине – родственнице своего учителя — обещает быть счастливой. Это его давняя страсть: любовь к девушке началась у Гойи еще до путешествия в Италию. Однако не все так радужно. Тяжелый характер супруги, а затем смерть ее и их четверых детей ошеломили Гойю и подорвали его силы.

Болезнь

В 1770-х годах известность художника набирает силу. Он завален работой, создавая шедевр за шедевром. Особенно популярной становится картина «Зонтик». Несмотря на творческий успех, здоровье Гойи впервые дает трещину. Приступы таинственной болезни, возникнув в 1777 году, вскоре исчезли, заставив его поверить в то, что напасть позади. Однако это было не так.

Франсиско де Гойя: Зонтик
Франсиско де Гойя: Зонтик

Возвращение болезни состоялось в 1792 году, в дни его пребывания в Кадисе. Именно тогда художник впервые почувствовал дыхание смерти.

Примечательно, что заболевание великого мастера длительное время не поддавалось диагностике. Лучшие умы медицины терялись в догадках, что же это такое. Ходили слухи, что Гойя в молодости переболел сифилисом, и первые симптомы загадочной болезни были связаны именно с ним.

Были и другие гипотезы. Диагнозов ставилось немало, но все они оказались ошибочными. Лишь в 20 веке удалось пролить свет на таинственное заболевание Гойи. Ученые высказали предположение, что его подкосил синдром Сусака – крайне редкое заболевание, изученное медиками только в 1979 году.

Симптомы заболевания ужасали. Вначале художника настигла практически полная глухота. Затем нарушилась координация движений, потом он потерял зрение. Обмороки стали частыми явлениями. Венцом всех этих мучений стал частичный паралич. Болезнь проявлялась периодически. Она то обострялась, то вступала в период ремиссии.

Художника мучили сильнейшие боли, но даже находясь на волоске от смерти, не оставлял свое творчество. Благодаря силе воли Гойя создал свои шедевры.

Болея, он творил

Заболевание, приносящее художнику дикие муки, отразилось и на его полотнах. Изменился стиль его работ: из них исчезли яркие и теплые тона, уступив место печальным серому, черному и коричневому оттенкам. По мнению специалистов, именно болезнь продиктовала Гойе ту пугающе — таинственную атмосферу, которой дышат его работы.

Госпиталь зачумленных
Госпиталь зачумленных

Примечательно, что с первых дней своего заболевания мастер включает в свои картины медицинскую тему. Полотно «Врач», написанное им еще начальный период творчества, является пророческим. Нередко мы видим картины художника с изображением страдающих людей. К таким картинам можно отнести «Госпиталь зачумленных» и «Госпиталь умалишенных». В этих и других его работах четко прослеживается намек на больное общество, в котором живет Гойя.

Госпиталь умалишенных
Госпиталь умалишенных

Интересно полотно «Гойя и его врач Аррьета», где художник изображает самого себя и доктора, спасшего его от очередного смертельного приступа в 1819 году.

Гойя и его врач Аррьета
Гойя и его врач Аррьета

Тема страданий и смерти становится основной в работах великого художника. Так, на картине «Святой Франциск Борджиа у гроба умирающего грешника» перед нами предстает умирающий человек и демоны, кровожадно ждущие его кончины. Напротив него изображен святой Франциск Борджиа с распятием в руках, из которого на умирающего падают струи крови. Именно это чудо должно помощь человеку не попасть в ад и спастись.

Святой Франциск Борджиа у гроба умирающего грешника
Святой Франциск Борджиа у гроба умирающего грешника

Последняя страсть мастера

Уже будучи в зрелом возрасте, имея жену, Гойя вновь влюбляется. Встретив на балу Каэтану, герцогиню Альбу, Гойя не переставал думать о ней. Их встречи наполняли его счастьем. После одной из них он вскричал «Теперь я знаю, что значит жить!».

Маха одетая
Маха одетая

Художник оставил нам много портретов герцогини. Наиболее известными стали две из них: «Маха одетая» и «Маха обнаженная».

Маха обнаженная
Маха обнаженная

Интересный факт! Рисунки с изображением обнаженной натуры были в те времена под запретом. Поэтому в кабинете у знатного вельможи, который купил обеих «Мах» у художника, одетая Маха закрывала собой обнаженную. По желанию владельца одетый вариант обольстительницы отъезжал в сторону, открывая взору сластолюбца свой нагой вариант.

Художник и его родина

Период жизни и творчества мастера длился почти 100 лет. Он жил во времена инквизиции, потеряв в ее жерле много друзей и знакомых. Ему самому не раз грозило преследование.

Умный по природе, Гойя наблюдал за обществом и видел его недостатки, ограниченность и фальшь знати, глупость и грубость аристократов. Свое видение Испании он выразил в ряде гравюр под общим названием «Капричос». Наиболее впечатляющая из них-картина «От какой болезни он умрет?», в которой Гойе удалось изобразить испанское общество в виде умирающего человека.

Франсиско де Гойя

«Демоны страны» поразили не только Испанию, но и ее великого сына-Гойю. На протяжении всего 19 века Испания будет испытывать потрясения. Только революция в стране произойдет пять, две из которых увидит и Гойя. На его глазах отменят и восстановят инквизицию, страна выступит против Наполеона, и еще много судьбоносных событий произойдет при его жизни.

Даже по прошествии стольких лет Гойя символизирует культуру Испании, да и общемировую культуру в целом. Образ мастера был использован двумя испанскими режимами, которые противостояли друг другу после его ухода. Его полотна названы составляющей частью испанского духа.

Загадочность жизни и творчества художника сделало его образ привлекательным и для соотечественников, и для иностранцев. В Германии Лион Фейхтвангер напишет историко-философскую работу под названием «Гойя, или тяжкий путь познания». А советский поэт Андрей Вознесенский скажет «Я – Гойя, глазницы воронок мне выклевал ворон, слетая на поле нагое», используя образ великого Мастера, жившего в другое время и в другом государстве.

Рекомендовать0 рекомендацийОпубликовано в Культура и традиции Испании

Похожие статьи

Сарагоса: достопримечательности, шопинг, отели и местная кухня

Сарагоса – популярный испанский город, находящийся в 170 километрах от французской границы. Она входит в пятерку наиболее крупных городов Испании. Ей принадлежит титул столицы провинции…

Коста-Брава: города и достопримечательности региона

Коста-Брава – это регион Испании, пролегающий вдоль северного средиземноморского побережья от Бланеса до самой французской границы. Эти живописные земли называли Греческой Каталонией, Коралловым побережьем, Мариной…

Комментарии

Установите бесплатное приложение “Испания для меня” для Android или iOS

Привет! Вам понравилось приложение? Ваш отзыв сильно поможет развитию проекта :)

Используя "Испанию для меня", вы соглашаетесь с условиями "Политики cookies", "Политики конфиденциальности" и "Пользовательского соглашения".